Подписаться на RSS канал Манюни

Код для вставки баннера

Сайт для родителей. Роды. Беременность

Развивающие игры Монтессори, Никитина…

Развивающие игры были придуманы ведущими врачами и педагогами мира, такими как Монтессори, чья система и учебный материал в своё время потрясли мир и прекрасно прижились в России. Игры наших современников — Никитиных, Красноухова, Кайе, Воскобовича и других новаторов — завоевывают все новые ряды поклонников.

Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.

Например, в возрасте одного года — полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В серию развивающих игр «Рамки-вкладыши» входят : «Листья деревьев», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Птицы», «Животные Африки», «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Дроби», «Алфавит»,» Цифры» … Эти рамки имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи. Они обучают :

  • Основам классификации и логике (боровик, поганка, опята — грибы).
  • Ориентации на плоскости (ребенку необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).
  • Учат различать предметы по силуэтам.
  • Обучают понятиям, связанным с формой.
  • С помощью рамок ребенок учиться обводить, заштриховывать, раскрашивать не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.
  • Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто «грибок», а, как минимум, гриб-боровик). Рамки можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

Из рамок-вкладышей особенно хотелось бы выделить «дроби». Игра представляет собой три рамки разных цветов по четыре больших круга в каждой, разделенных на половинки. Три части, четыре…- и так до 12 частей. Цель игры — развитие навыков устного счета, усвоение понятия частного и целого.

В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Вариантов игры может быть несколько. Можно высыпать все 78 разноцветных частей из всех рамок и разбирать их на кучки по цвету, затем сложить все 12 кругов обратно в рамки. Можно начать с одной рамки, в которой 4 круга (самых простых).Часто детям больше нравится целый круг и они неохотно собирают другие кружки. Поэтому один-два раза объяснив ребенку, что это «целое», уберите его в шкаф и не доставайте в течение всего изучения дробей. Объясните ребенку, как называются части кружков, выложите по одной части кружков всех цветов; спросите, какая часть больше: 1/5 или 1/4? Сколько частей помещается на одной половине круга? Какие части и сколько их поместится на 1/3 круга и во сколько раз каждая из них меньше? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части для этого надо взять? Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из частей игры? Эту игру хорошо совмещать с обучением счету.

Из других игр Монтессори интересны географические карты -вкладыши. Они сделаны в виде прямоугольной доски с изображенными на ней полушариями и континентами вкладышами. Континенты окрашены в разные цвета (Европа — в красный, Азия — в желтый, Африка — в зеленый и т. д.) Каждый из континентов — вкладышей снабжен небольшой кнопкой — держателем, за которую его вынимают из отверстия. К материалу прилагается тонкая палочка для обведения вкладышей и круг из прозрачной пластмассы для удобства изображения обоих полушарий на листе бумаги. Существует две серии таких карт: серия А — на вкладышах изображены отдельные континенты и страны входящие в их состав; серия Б — на вкладышах отдельных стран изображены штаты, земли, провинции, области и т. д.

Такие рамки используются для усвоения на сенсорном уровне расположения на карте континентов и стран. Рекомендуется изучать карту, переходя от более крупных к более мелким территориям.

Континенты имеют гораздо более сложную форму, чем геометрические фигуры — вкладыши или листья — вкладыши, поэтому ребенку требуется достаточно много времени и усилий как при обведении вкладыша и соответствующего углубления, так и при возвращении вкладыша на место.

В процессе изучения географических карт, вы можете сопоставлять континенты на карте и глобусе, понять почему Антарктида и Азия состоят из двух частей.

Эта игра универсальна: в неё могут играть дети от полутора до пяти лет. Успех Вашей игры, конечно, зависит от степени ее сложности. С ребенком, возраст которого чуть больше года, вы просто вытаскиваете вкладыши из рамок и учитесь вставлять их обратно. Затем добавляете понятия «континент», «полушарие», а также все, что связано с понятием «Земля». Чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень сложности игры. Вы можете не только вытаскивать рамки, обводить их, но и раскрашивать в нужный цвет, помочь ребенку подписать каждый континент, рассказать о климате, фауне, флоре, странах, населении и т. д. Помните, что информация, предлагаемая ребенку, должна быть интересной (выбирайте самые неожиданные и интересные факты), максимально сжатой (максимум информации при минимуме слов) и проверенной (тщательно проверяйте все факты — один раз сказанное хорошо запоминается и крайне тяжело корректируется.

Описанные здесь игры являются малой крохой огромного количества развивающего материала Марии Монтессори. Все они посвящены знакомству с окружающем миром и человеческой культурой.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» — так писал в своей книге «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитин. Он правильно считал, что игрушки и многие игры так или иначе «моделируют саму жизнь». Наше время научно-технического прогресса предъявляет небывалые ещё требования к развитию «творческого потенциала» каждого будущего члена общества. Посмотрим каждый на себя. Что мы чаще всего покупаем для своих дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины — «уменьшенные модели» того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Никто не будет возражать, что подготовка к этому дело хорошее. Плохо то, что чаще всего круг игр для девочек этим и ограничивается.

По мнению Б.П. Никитина, мальчикам повезло больше: машины управляемые и инерционные, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, ценность которых для умственного развития вряд ли кто-то станет оспаривать.

Но: для ума ребенка требуется здоровая и интересная пища, которую можно было бы предоставить даже годовалому малышу. Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и сложность их должна увеличиваться вместе с ростом малыша. Для этого Б.П. Никитин и разработал ряд игр, ,которые могут быть интересны как 2-х-3-х летнему малышу, так и 16-ти летнему подростку, а некоторые могут оказаться непосильными «среднему» взрослому. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь , начиная с пеленок. Чем они хороши? Широким диапазоном трудности ( от простого к сложному), разными способами передачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и вперед, и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности самому.

С чего начинать? Б.П. Никитин советует для детей 1-3 лет начинать с игры «Сложи узор». Игра состоит из 16-ти одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному. Это позволяет создавать из них одно-, двух-, трех- и четырехцветные узоры в огромном количестве. Никитин предлагает в своей игре 3 основных вида занятий:

  • Сначала научиться по узорам — заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
  • Затем задачу усложняют: глядя на составленный узор, нарисовать его бумаг.
  • Далее придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков без примеров, т.е. выполнять творческую работу.

Никитин рекомендует постепенно знакомить ребенка со следующими играми: «Уникуб«, «Сложи квадрат», «Обезьянка, «Точечки», «Внимание», «Кирпичики». Это лишь примерный порядок игр, который Вы можете изменять, ориентируясь на возраст и уровень развития ребенка.

Из вышеперечисленных игр особого внимания заслуживает головоломка «Сложи квадрат». Она уникальна тем, что составлена таким образом, чтобы самый маленький ребенок смог в нее играть. Самый простоя деталь этой головоломки — целый квадрат. Его просто вынуть и вставить в специальную рамку — вкладыш. Далее квадраты делятся пополам (это можно сделать и по диагонали, и по ломанной линии). Постепенно количество составных частей квадрата увеличивается. Используя эту игру, можно изучить цвета, повторить названия геометрических фигур, придумать свои разноцветные квадраты, рассортировать кусочки по форме и т. д. В настоящий момент встречаются квадраты трех степеней сложности. Условно они делятся по возрастам : 1-я ступень для 2-х — 3-х леток, вторая для детей от 4-х до 6-ти лет и третья 6-7 лет. Опыт показывает, что если вашему ребенку хватало пищи для тренировки ума с самого рождения, то он уже в 2-х летнем возрасте сможет собрать разноцветные деревянные квадраты третьей степени сложности.

Подводя итоги, можно сказать следующее:» Чтобы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни повернулась для вас жизнь — появление на свет вашего ребенка — это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь…«

Один отзыв

  1. развивающие игры для детей пишет:

    спасибо за полезные развивающие игры для детей

Оставьте свой комментарий

Внимание: Осуществляется проверка комментариев, это может отсрочить публикацию, отправлять сообщение повторно нет необходимости.

Страница 1 из 11